В 2018 году общественность была шокирована историей в Боткинской больнице Санкт-Петербурга, где обнаружился склад с особо опасными медицинскими отходами. Заражённые кровью и другими биологическими жидкостями расходные материалы просто сложили в мешки и свалили горой в незапертом сарае. И это крупное уважаемое лечебное учреждение. А что происходит в маленьких больницах и поликлиниках не знает никто.
Первый в мире закон, запрещающий выбрасывать мусор на улице, появился в Афинах за 500 лет до нашей эры. Граждане должны были вывозить помои не менее чем за 1,5 километра от границы города. 9 апреля 1699 года Пётр I издал указ о наказании за «выбрасывание сору и всякого помёту на улицы и переулки». Этот документ положил начало истории контроля за мусором в России.
Впервые вопрос об опасности медицинских отходов подняли в середине XX века в Европе. Исследования в Германии и Швейцарии показали, что больничный мусор представляет реальную опасность. Именно тогда были предложены методы их утилизации. Первый из них — сжигание.
Опасный мусор уничтожали огнём до конца прошлого века. Затем стало очевидно, что это не самая удобная технология, к тому же продукты сгорания — это тоже опасные отходы. Были придуманы специальные герметичные камеры с повышенной температурой горения — инсенераторы. Следующая ступень эволюции утилизационных установок — оборудование для пиролиза, в котором мусор сначала расщепляется, а только потом горит. При такой технологии в окружающую среду выделяется меньше вредных веществ.
Утилизация медицинских отходов с помощью высоких температур используется до сих пор. Например, для больших объёмов органических материалов другой способ и не подойдёт. Но при построении системы обращения с больничным мусором важно учитывать, что медучреждениям необходимо перерабатывать и другие виды постоянно образующихся отходов: шприцы, перчатки, пробирки, ампулы из-под лекарств, бинты и так далее.
В России сейчас параллельно существует система государственных и частных медучреждений. Каждое обязано обеспечить утилизацию своих отходов, иначе может быть оштрафовано минимум на 100 тысяч рублей. Деньги немалые, но и за вывоз больничного мусора тоже приходится платить.
В Ставропольском крае отдать на утилизацию один килограмм отходов класса Б (опасные) и В (особо опасные) стоит примерно 100-150 рублей. Подрядчик берёт на себя все затраты и полностью уничтожает использованные медицинские расходники, иссечённые ткани организма, одноразовую одежду или старые лекарства. Такой метод оптимален для небольших медицинских учреждений: врачебных кабинетов, лабораторий, амбулаторий, поликлиник. Другое дело, если речь идёт о больнице на 300 и более коек, где за месяц может накопиться тонна отходов. За соблюдение правил обращения с медицинскими отходами ей придётся отдать всё те же 100 тысяч рублей.
Потенциальная угроза кроется ещё и в недобросовестности подрядчика. Услуги по утилизации медицинского мусора классов Б и В не лицензируются, поэтому взяться за эту деятельность может любой желающий. А госконтракты, как известно, получают те, кто готов предложить меньшую цену. Если подрядчик начнёт экономить, то в какой-то момент его действия могут пойти вразрез с правилами безопасности. И никто не знает, чем это закончится.
Следующий шаг по пути утилизации отходов: обеспечить медицинские учреждения установками, в которых можно будет уничтожать большую часть больничного мусора. Сейчас на рынке есть утилизационное оборудование, которое работает за счёт сухого жара, пара, СВЧ-излучения. Важно понимать, что для полноценной переработки нужно не только провесит обеззараживание, но и изменить внешний вид отходов, чтобы не было ни единой возможности использовать их повторно.
Если медицинское учреждение не очень крупное, в нём могут использовать только стерилизационное оборудование, а за вывоз и деструкцию изделий будут по-прежнему отвечать специализированные фирмы. Но для крупных стационаров и диагностических учреждений могут использоваться более современные комплексные установки. Например, сейчас на российском рынке есть утилизаторы, которые производят переработку в два этапа. Сначала под давлением пропаривают мусор при температуре 113 градусов Цельсия, чтобы разрушить все болезнетворные микроорганизмы. Затем в другом отсеке перемалывают отходы в мелкую крошку, чтобы они больше не представляли опасности.
Каким же путём будет двигаться индустрия утилизации медицинских отходов? Скорее всего, единого решения для такой большой и неоднородной по своей структуре стране, как Россия, нет и не должно быть.
Прогноз первый — жёсткая централизация системы обращения с медицинскими отходами. Пока об этой возможности задумываются только в крупных городах. Планы по разработке единой системы для государственных и муниципальных медучреждений обсуждали в обеих российских столицах. В этом случае во все ЛПУ сверху спустят и инструкции, и нормативы, и подрядчиков. Частные клиники по-прежнему будут выбирать специалистов по утилизации самостоятельно. Вполне возможный вариант развития событий, но только для мегаполисов.
Второй прогноз более реалистичен для регионов. Сегодня учреждениям приходится тратить немалые деньги на утилизацию в сторонних организациях, и это — проблема. Ради экономии бюджета они могут перейти на собственные установки для переработки мусора. Тем более, что сегодня на российском рынке уже существует оборудование для комплексной переработки отходов и появляются новые образцы. Наличие выбора сформирует конкурентную среду, в которой медицинские учреждения смогут заключать договор с теми поставщиками, которые установят качественное, надёжное, простое в эксплуатации и ремонтопригодное оборудование.
В том или ином случае дальнейшая ситуация с утилизацией продуктов деятельности больниц представляется, скорее, позитивной. Для сильного государства в XXI веке решение проблемы с отходами — часть своеобразного «джентльменского набора». Россия за несколько лет уже построила систему обращения с обычным бытовым мусором. Вслед за этим наладится и контроль за медицинским. А наличие российских технологий только ускорит решение этой проблемы.